Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Нравится ли Вам наш сайт
Всего 57 человек

ВИЧ

Дата: 19 апреля 2017 в 11:21

О работе анонимно-консультативного пункта для лиц, потребляющих инъекционные наркотики

  Для более эффективного сдерживания роста числа ВИЧ-инфицированных приоритетной задачей на сегодняшний день является активизация целенаправленной информационно-образовательной работы всех заинтересованных служб и ведомств среди подростков по профилактике наркомании, развитию навыков, профилактики полового пути инфицирования, стремления к здоровому образу жизни. На сегодняшний день в Молодечненском районе широкомасштабно проводится комплекс антиСПИДовских мероприятий, направленных на поиск источников инфекции, повышение уровня знаний населения о мерах профилактики, дотестовое и послетестовое консультирование, внедрение рекомендаций Программы ООН/СПИД по снижению риска инфицирования в среде инъекционных наркоманов и другие мероприятия.

С 1997 года в г.Молодечно функционирует пункт обмена шприцев, организованный при Молодечненском психоневрологическом диспансере, который осуществляет обмен шприцев, консультирование, выдачу презервативов, информационной литературы. Однако, анализ деятельности данного пункта на протяжении нескольких лет доказал нецелесообразности и бесперспективность организации подобных пунктов при лечебно-профилактических организациях. Поскольку деятельность наркологической службы, работающей в тесном контакте с учреждениями Министерства внутренних дел, направлена в большей степени на выявление, лечение и изоляцию инъекционных наркоманов.

      В рамках проекта ПРООН и Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь», финансируемого Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в ряде городов Беларуси, в том числе и в                 г. Молодечно, функционирует анонимный консультативный пункт для потребителей инъекционных наркотиков. При пункте организована специальная консультативная помощь в рамках реализации проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИД в Беларуси» по вопросам профилактики парентеральных инфекций, клиники и диагностики ВИЧ-инфекции, профилактики инфекций, передающихся при половом контакте, возможностью и случаями излечения от наркомании. В пункте проводится обмен шприцев и другая посильная помощь в профилактике заражения населения инфекциями, передающимися через кровь. Оказывается помощь в анонимном обследовании на парентеральные гепатиты. Пункт расположен по адресу: г.Молодечно, ул. Притыцкого, 7а (возле  авто- и железнодорожного вокзалов), работает ежедневно с 10-00 до 18-00, кроме субботы и воскресенья. Более подробно о режиме работы пункта можно узнать по телефону 7-10-14.


ВИЧ-инфекция – больше не приговор

По официальным данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь на 1 марта 2016г в республике зарегистрировано 20 261 случай ВИЧ-инфекции, умерло от данного заболевания 4 530 человек. За период с 1987 диагноз «ВИЧ-инфекция» подтвержден 295 детям.

По состоянию на 01.03.2016 г. в Молодечненском районе и г. Молодечно кумулятивное число случаев ВИЧ-инфекции в настоящее время составляет 72, из них 36 по району и  36 по городу, из них 18 случаев выявлено в отчетном году. В 27-х случаях ВИЧ-инфекция регистрируется в стадиях манифестных форм (21 - пре-СПИД, 6 – СПИД). По-прежнему основной причиной инфицирования остается контактный половой путь передачи – 76,4%. Внутрибольничный путь инфицирования не устанавливался. За все время не было зарегистрировано ни одного случая инфицирования через донорскую кровь. Постепенно снижается количество случаев ВИЧ-инфекции среди молодых людей в возрасте 20-29 лет (за отчетный период составляет 57,0%, за 2014 год – 64,8%). В то же время, прослеживается рост вновь зарегистрированных случаев в возрастной группе 30-39 лет и 40 и старше – 43,0%. Более интенсивно ВИЧ-инфекция распространяется среди мужского населения, на 01.01.16г. удельный вес среди которых составляет 61,1%.

Необходимо отметить, что при явном росте новых случаев инфицирования вирусом иммунодефицита человека  остается низким процент обследования людей по собственному желанию, хотя обследования на ВИЧ у нас доступно каждому, бесплатно и возможно даже анонимно. Не обманывайте себя и не живите ложными страхами. При своевременном выявлении данной инфекции вам станут доступны полное обследование организма, бесплатное эффективное лечение, которое обеспечит полнокровную жизнь на 40-50 лет.

ВИЧ-инфекция – больше не приговор. Оставайтесь здоровыми.

Врач-эпидемиолог                                                                Маргарита Процкова


Говорим с ребенком о ВИЧ

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос полноценным членом общества, обладая и творческим потенциалом, и возможностью решать непростые жизненные вопросы самостоятельно. Пока он еще растет, мы стараемся оградить его от "взрослых" проблем. Рано или поздно ему придется с ними столкнуться. Перед взрослеющим человеком встанет много вопросов, и его родителям придется искать ответы вместе с ним.

Одной из самых непростых тем сегодня является проблема ВИЧ/СПИДа, и как бы мы не хотели перенести обсуждение этого вопроса «на потом», обсуждать это необходимо на всех этапах развития ребенка. Родители могут прояснить для детей непростые вопросы, связанные с проблемой ВИЧ/СПИДа, получив в свою копилку знаний ряд рекомендаций специалистов. Мы также не забыли, что дети всегда остаются детьми, а поэтому для самых маленьких приготовили увлекательные игры.

Конечно же, разговор о вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ) не возникает на «пустом» месте, к такому разговору нужно подготовится как родителям, так и детям. Лучше обсуждать такую тему дома, в спокойной обстановке, когда найден подходящий момент для обсуждения, а дети проявляют интерес к разговору и активно вовлекаются в процесс обсуждения. Родителям важно помнить, что главное в этом процессе – преподнесение адекватной для возраста ребенка достоверной информации. Основой для разговора на тему ВИЧ-инфекции может стать разговор о безопасном поведении в отношении собственного здоровья а, следовательно, поможет защитить вашего ребенка когда он вырастет.

Несколько типичных вопросов, которые задают родители

вопрос: "Как я могу защитить своего ребенка?"

ответ: Помогите вашему ребенку обрести позитивную самооценку. Уверенный в себе ребенок расположен принимать трезвые решения, связанные с сексом, алкоголем и наркотиками.

вопрос: "Что мне делать, если мне кажется, что мой ребенок ведет активную половую жизнь?"

ответ: Только не надо бранить его и обвинять! Спросите лучше, знает ли ваш ребенок о том, как нужно предохраняться от беременности, ВИЧ-инфекции и сексуально передаваемых инфекций. Тактично исправьте все неправильные представления подростка об этих вещах и поделитесь с ним своими взглядами. Объясните подростку, что даже тот, кто раньше уже занимался сексом, вполне может в будущем сказать "нет".

1. Разговор с маленькими детьми

Дети до 5 лет

Малыши не нуждаются в подробностях и не способны усвоить такие сложные термины, как «иммунная система», «вирус иммунодефицита человека». Объяснения должны быть простыми и доступными для понимания малыша. Дети хотят быть уверенными в безопасности: своей и вашей. Задача родителей – сделать эту безопасность реальной. Начинать надо с элементарных правил личной гигиены, приучите ребенка к аккуратности: мойте руки и приучайте к этому ребенка с раннего возраста, чистите зубы ребенку, а затем приучите к этому его самого.

Вовлекайте ребенка в игры, развивающие мелкую моторику и одновременно обучающие полезным привычкам. В этом возрасте полезна сказкотерапия или арттерапия – есть возможность дать волю воображению и творческому подходу родителям, а также развивает потребность ребенка к творчеству. Если у вашего ребенка, что-то не получается или он не справляется с игрой с первого раза – не ругайте его, каждый ребенок уникален и индивидуален в своих способностях. Похвалите его, что он старался, и объясните, что нет ничего страшного в том, что с первого раза не получилось, обязательно получится в следующий раз. Похвала стимулирует ребенка к творческому развитию, и он не вырастет безынициативным и безразличным к происходящему вокруг него. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе – это тоже процесс формирования у ребенка полезных привычек.

Вопросы, которые может задать ребенок такого возраста:

вопрос: «А правда, что если я буду себя плохо вести, я заболею СПИДом?»

ответ: «Нет, если дети плохо себя ведут, они не болеют СПИДом». Рекомендуется добавить что-нибудь вроде: «Зато я и папа будем очень расстроены, что у нас такой непослушный ребенок».

вопрос: «А могу я заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?»

ответ: «Нет, от прививки заразиться ВИЧ нельзя, можете также добавить, что врач делает тебе прививку одноразовым шприцем, который потом сразу выбрасывает.

Дети до 7 лет

Они более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИДа. Скажите им, например:

1) «СПИД – болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь».

Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Полезной будет и арттерапия. Предложите своему ребенку поиграть в «Волшебный замок», представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы замка (клеточки), поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. У вас есть возможность проверить знания и навыки ребенка в личной гигиене и продолжить формирование полезных привычек. Проводите арттерапию в игровой форме, включайте элементы аппликации.

2) «Безопасно ходить в школу и играть с ВИЧ-позитивным ребенком, главное, чтобы ваши игры не сопровождались драками. Вы можете выяснить Ваши разногласия, проговорив их».

3) «Не следует прикасаться к чужой крови или открытой ране другого человека, особенно, если у тебя самого свежие раны».

Вопросы, которые может задать ребенок такого возраста:

вопрос: «Как люди заражаются ВИЧ?»

ответ: «Большинство подростков и взрослых могут заразиться ВИЧ, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Можно заразиться, когда занимаешься сексом». Стоит ли обсуждать с детьми такого возраста, что такое «презерватив» или «безопасный секс», решать Вам, но перед таким разговором стоит подумать, а не захочет ли Ваш ребенок на практике проверить полученные знания.

вопрос: «А дети могут заразиться ВИЧ?»

ответ: «Очень немногие дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили этот вирус еще до своего рождения, потому, что такой же вирус был у их мамы».

2. Разговор с детьми от 8 до 12 лет

Детям, возраст которых приближается к переходному, и детям переходного возраста необходимы более полные знания о ВИЧ/СПИДе, сексе и контрацепции. А так же о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы.

Поговорите с ними, например, о:

половой зрелости – развитии груди, менструациях, поллюциях, и т.д.;

что значит "половой акт" (ваш ребенок может думать, что это значит "обниматься и целоваться");

контрацепции – и в частности о презервативах – средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и заболевания, передающиеся половым путем, а также нежелательную беременность у девочек;

ЗППП (заболевания, передающихся половым путем), включая ВИЧ;

опасности алкоголя и наркотиков.

Типичные вопросы и возможные ответы.

вопрос: «Я нормален?» (обычно такой вопрос задают подростки, когда у них начинаются первые физиологические изменения, связанные с половым созреванием)

ответ: объясните, что каждый человек развивается по-своему и размер груди или полового члена не имеет никакого отношения к половой способности и сексуальному здоровью.

вопрос: "Когда люди уже достаточно взрослые, чтобы заниматься сексом?"
ответ: "Секс – больше чем физическое действие. Самым лучшим для детей, поэтому, будет дождаться совершеннолетия, когда человек уже эмоционально и физиологически более готов к половому акту".

Если вы сами, по каким либо причинам, не можете вести откровенные беседы со своим ребенком относительно сексуального воспитания и половой зрелости, то вы всегда можете обратиться к специалистам – психологу (не путать с психиатром или психотерапевтом).

Что касается вопросов ВИЧ/СПИДа, то в разговоре с ребенком важны достоверность, доступность и адекватность восприятия. Для того, чтобы правильно ответить на возникающие у ребенка раннего подросткового возраста вопросы, вам нужно будет знать некоторые термины и понятия:

Антитела – вещества в организме человека, борющиеся с вредными вирусами.

Вакцина – препарат для предохранительных прививок против инфекционных болезней.

Вакцинация – применение вакцины для предупреждения болезней путем создания иммунитета.

Иммунитет – невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней.

Иммунная система – защитная система организма от бактерий и вирусов.

Клетка – простейшая единица строения организма, состоящая из ядра, протоплазма и оболочки.

Прививка – способ предупреждения некоторых заболеваний.

Пуповина – трубка, связывающая зародыш человека с телом матери и служащая каналом для его питания.

Семенная жидкость – жидкость, выделяемая из мужского полового члена.

Симптомы – признаки заболевания.

Т-хелпер – особая клетка, «включающая» иммунную систему.

Шприц – устройство, применяемое для уколов (инъекций).

Не менее полезными для вас будут и простые схемы, объясняющие действия иммунной системыпри обычных инфекциях и в случае проникновения в организм ВИЧ:

Кроме того, вам не помешают знания о путях передачи ВИЧ, жидкостях человеческого организма, где концентрация вируса наиболее высока, а самое главное - как вирус иммуннодефицита не передается:

При общении с ВИЧ-позитивными людьми ВИЧ не передается через:

слюну

слезы

потовые выделения

укусы насекомых

поцелуи

через воздух (при кашле, чихании)

с водой или продуктами питания

пожатие руки

пользование общей посудой, полотенцем

3. Разговор с подростками (13-17 лет)

Подростки испытывают постоянный соблазн к употреблению алкоголя, наркотиков, и занятиям сексом. Об этих вещах они должны услышать от родителей, а не от своих приятелей.

Поговорите с вашим ребенком о сексе, наркотиках и ВИЧ/СПИДе. Это может быть трудный разговор. Но, имейте в виду что:

1) риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален.

2) Вы не можете постоянно следить за тем, что делает ваш ребенок.

3) Но! Вы должны убедить вашего ребенка принимать верные решения.

Как начать разговор:

1) Обдумайте, что и как вы хотите сказать вашему ребенку.

2) Признайтесь, что чувствуете себя неуверенно, начиная разговор. Скажите что-нибудь вроде: "Я не знаю, что и как тебе сказать. Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они этого не делали".

3) Можете начать, сказав, что многие люди, живущие с ВИЧ, инфицировались в подростковом возрасте.

Говорим с ребенком о его ВИЧ-статусе

Каждая семья уникальна сама по себе, уникальна своими традициями, ценностями и отношениями между членами семьи, столь же уникальным является отпечаток, который накладывает на эту семью ВИЧ. Если в семье у обоих родителей или одного из них ВИЧ, то рано или поздно встанет вопрос: стоит ли детям знать об этом? И если перед родителями встает подобный выбор, им необходимо взвесить все за и против. ВИЧ-статус может повлиять на традиционные этапы жизни семьи и ее развития, может стать барьером для общения с другими людьми, в том числе и с родственниками, он может привести к изоляции и депрессии.

Раскрытие ВИЧ-статуса является значимым событием в семье, также как и поворотным моментом в семейной истории. Многие родители считают, что лучше не открывать детям тайны их диагноза. Раскрытие ВИЧ-статуса - сложная задача, которая требует серьезного решения. От родителей требуется, чтобы они прислушались к собственным страхам и беспокойству, чтобы они научились выражать собственные чувства. Для выполнения этой задачи потребуется время и эмоциональная поддержка.

Обсуждение ВИЧ-статуса - это не та тема, которая просто так всплывает за обеденным столом, особенно если речь идет о детях.

Если вы ВИЧ положительный родитель и воспитываете ребенка с ВИЧ, то вы можете столкнуться со следующими вопросами:

1) В каком возрасте ребенку нужно будет сообщить о его и моем ВИЧ-статусе?

2) Как ребенок воспримет это?

3) Как эта информация повлияет на отношения между нами?

4) Надо ли сообщать всем детям сразу?

5) Будут ли дети страдать от предрассудков и дискриминация со стороны их друзей и взрослых, если станет известно, что у них ВИЧ?

6) Что поможет детям справиться с этой новой информацией?

Ребенок, живущий с ВИЧ, с возрастом начинает обращать внимание на то, что он чаще, чем другие дети ходит к врачу, лежит в больнице, что он отличается от своих сверстников по состоянию здоровья, поэтому неизбежно начинает задавать вопросы и требовать на них ответы.

Дети, которые требуют ответов на свои вопросы, уже психологически готовы услышать информацию о своем диагнозе и будут стараться получить ее от других, если родители или лица, ухаживающие за ними, не пойдут им на встречу. Еще одна проблема, которая связана с раскрытием ребенку тайны диагнозаэтострах родителей или лиц, которые ухаживают за ребенком с ВИЧ, что ребенок, узнав о своем диагнозе, будет делиться этой информацией с другими людьми за пределами семьи. Этот страх обоснован, так как родители бояться потенциально возможного осуждения, не толерантного отношения к ребенку и семье в целом со стороны других людей.

Родители могут объяснить ребенку такие понятия, как «семейные дела» или «тайна» и помочь ребенку идентифицировать свой диагноз, информацию о болезни с этими понятиями. Если родители или лица, которые ухаживают за ребенком, не уверены в том, что ему можно доверять тайну диагноза, учитывая возраст, психологические особенности ребенка, можно отложить это до тех пор, пока ребенок не подрастет и поумнеет, т.е. будет готов к этому. Подходя к такому трудному разговору, необходимо учитывать многие аспекты, в том числе возраст ребенка, психосоциальную зрелость, отношения в семье, состояние здоровья ребенка и т.д.

Разговор о ВИЧ не должен быть случайным событием. Это длительный процесс, который потребует времени. Все дети реагируют на подобное сообщение по-разному. Вам нужно подготовиться к регулярным разговорам с ребенком на эту тему, а также нужно будет заранее адаптировать новую информацию к возрасту ребенка.

Ребенку понадобиться кто-то, с кем он или она будет чувствовать себя в безопасности, кто-то, понимающий их чувства, человек, с которым всегда можно поговорить о ВИЧ. В данной ситуации важно запомнить – задача матери – снять фобию (страхи) у ребенка.

В зависимости от их возраста, дети могут выражать свои чувства разными способами: крайнее беспокойство о настоящем и будущем, печаль, гнев, отрицание, они могут чувствовать, что они теперь в тягость родителям. Им может быть сложно «переварить» информацию, это может изменить их поведение. Некоторые дети могут начать «неадекватно» вести себя в школе, начать хуже учиться, у них могут быть приступы гнева или отсутствие каких-либо чувств.

Заранее подумайте о том, что ваше раскрытие может вызвать у детей чувства, которые они сами не в состоянии понять и выразить до конца. Дети могут почувствовать:

1) Страх, что их мама или папа собираются умирать, или страх, что они тоже «подхватят» ВИЧ. Если ребенок ВИЧ-положительный, то он или она могут почувствовать ответственность за мамину или папину инфекцию.

2) Страх, что другие дети будут смеяться над ними, или их родителями, или, что они лишаться поддержки друзей.

Необходимо помнить, что раскрытие диагноза – длительный процесс, а не один шаг.

Процесс раскрытия диагноза включает в себя несколько этапов:

1) Удовлетворение любопытства ребенка по поводу необходимости частого посещения врача, сдачи анализов крови и лечения (как правило, в ответ на его вопросы).

2) Информирование ребенка, формирование у него знаний о своем диагнозе, особенности болезни.

3) Помощь ребенку в осознании проблемы, полном понимании сущности болезни, особенностей поведения, необходимости лечения и т.п.

Родители или лица, которые ухаживают за детьми с ВИЧ, должны быть честными с ними насколько это возможно и давать детям необходимую информацию в соответствии с их уровнем развития.

Родителей или лица, воспитывающие ВИЧ-положительных детей, своей адекватной реакцией на вопросы ребенка, открытостью и честностью, в первую очередь, снимают любые страхи и сомнения у ребенка, подпитывают его желание на дальнейшее общение с ними.

Итак, с чего начать? Как уже отмечалось ранее, родителям нужно будет заранее адаптировать новую информацию к возрасту ребенка.

1. Дети дошкольного возраста

Детям до 5 лет сложно и неинтересно выслушивать объяснения об их здоровье. Маленькие дети не способны усвоить такие сложные термины, как «иммунная система», «вирус иммунодефицита человека», «ВИЧ-статус», «антиретровирусная терапия». Необходимости в раскрытии диагноза нет. Таким детям можно объяснить, что у них «проблемы с кровью» и им необходимо ходить к врачу, чтобы сохранить здоровье. Объяснения должны быть простыми и доступными для понимания малыша. Будет лучше, если вы расскажите ему это в игровой форме. Можно при этом использовать арттерапию.

Поддерживайте здоровую атмосферу в доме:

1) Приучите к аккуратности. Часто мойте руки и приучайте к этому ребенка с раннего возраста. Не допускайте контакта с испражнениями человека или животных. Чистите зубы ребенку, а затем приучите к этому его самого. Возможно, что первыми признаками ВИЧ-инфекции у вашего малыша будут язвочки в полости рта. Следите, чтобы во время каждого медосмотра врач или медсестра проверили полость рта ребенка.

2) Полноценно питайтесь.

3) Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе. 4) Позаботьтесь, чтобы ребенок много спал и отдыхал.

5) Чаще разговаривайте, играйте с ребенком.

6) Вовремя и правильно давайте назначенные лекарства.

7) Помогите ребенку вести полноценную жизнь, организуйте общение со сверстниками.

В возрасте 5-7 лет дети в состоянии воспринимать более сложную, детальную информацию о своем диагнозе. Однако все-таки существует необходимость избегать упоминания о ВИЧ-инфекции. Базируясь на информации, которая подходит для маленьких детей, родители или опекуны могут расширить объяснения «проблемы крови», рассказывая детям о том, что «тельца, которые должны находиться в крови и бороться с микробами – отсутствуют» или «клеток очень мало, и они не работают так, как должны». Иногда детей волнует вопрос, почему именно у них возникли такие проблемы, а у других тетей нет. Чаще всего их может удовлетворить правдивый ответ, что они с этим родились. Рассказывайте также детям о том, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым. Подключайте детей к игровым формам: сказка и арттерапии.

2. Дети школьного возраста

Дети, которые учатся в начальной школе, получают информацию о ВИЧ/СПИДе на уроках, через средства массовой информации. Поэтому они могут сопоставить факты собственной жизни, сделать выводы. Чтобы эти выводы были правильными и не причинили ребенку дополнительные страдания, необходимо подготовиться и рассказать ребенку о его диагнозе, объясняя, что такое ВИЧ, СПИД. Особенно важно поговорить с ребенком о перспективах на будущее (т.е. продолжать тщательно следить за своим здоровьем, лечиться, хорошо питаться, много отдыхать). Кроме этого необходимо проконсультироваться с врачом и психологом.

3. Дети подросткового возраста

Специалисты считают, что до подросткового возраста ребенок с ВИЧ должен быть проинформирован о своем диагнозе. Молодые люди такого возраста уже достаточно взрослые для того, чтобы понять всю важность информации и принимать разумные решения, с кем ею делиться. Особенности подросткового возраста требуют более адекватной информации. Это связано с половым созреванием, интересом к противоположному полу и т.п. именно поэтому важным является знакомство подростка с вопросами сексуального поведения, способами профилактики передачи ВИЧ половым путем. Обсуждайте с подростком вопросы безопасного сексуального поведения и контроля рождаемости.

Не целесообразно говорить ребенку о диагнозе, если он находится в очень тяжелом состоянии или в терминальной стадии. Дети, в отличие от взрослых, не бояться смерти, если их не пугают этим. В последний период жизни ребенка нужно успокаивать, поддерживать в нем уверенность, что ничего страшного не произойдет. Если у ребенка возникают вопросы о смерти, то объяснения должны быть спокойными и простыми.

Скрывать от ребенка правду о его диагнозе, значит подвергать его риску одиночества и как следствие, нагнетать у него чувства страха и стыда.

Задача взрослых – вовремя заметить это и постараться помочь ему справиться с изменениями в его поведении.

Подростки, у которых недавно диагностирована ВИЧ-инфекция, обычно испытывают те же эмоции, что и взрослые люди в подобной ситуации – разочарование, страх, горечь, депрессию, стыд.

Но в то же время, подростки могут демонстрировать некоторые элементы поведения, присущие детям младшего возраста.

Для подростка важно получить ответа на вопросы:

1) Что меня ожидает?

2) Придется ли мне часто посещать врача и ложиться в больницу?

3) Каким образом ВИЧ-инфекция повлияет на мои взаимоотношения с родственниками, друзьями, учениками из моей школы?

4) Могу ли я кого-нибудь заразить ВИЧ и как предотвратить передачу ВИЧ другим?

Очень важно, чтобы поддержку подростку оказал профессиональный консультант-психолог. Разговор с подростком следует вести в открытой и дружественной манере, чтобы уменьшить страх ребенка быть отвергнутым семьей, друзьями, школой. С ребенком следует обсудить круг людей, которым стоит говорить о диагнозе.

О самом важном

Каждый родитель имеет уникальную возможность говорить с ребенком о сложных проблемах, предоставляя не только "голые факты", но и те моральные и нравственные принципы, которыми (как мы надеемся) ребенок будет руководствоваться в будущем. Помните, научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснить, во что вы верите и что считаете правильным.

Учимся, играя: развивающие игры для детей

Вы замечаете, что вашего малыша привлекают коробочки всех форм и размеров, палочки и кастрюли – все предметы, которые его окружают, вызывают у ребенка интерес. Оставьте в местах, доступных для ребенка, все, что он может трогать, что не повредит его здоровью, остальные предметы уберите, чтобы ребенок их не видел. Потрогать предмет, бросить его, катать, попробовать «на вкус» – это важный процесс в жизни человека. Так малыш начинает познавать окружающий мир. Если вместо привычного шуршания игрушками и детского лепета вы услышали тишину, не спешите ее нарушить. В этот момент маленький человечек познает мир, увлекшись каким-либо предметом. Не прерывайте этот процесс, даже если настало время обедать или гулять. Дайте возможность малышу самостоятельно закончить игру, дождитесь, когда ребенок потеряет интерес к этому предмету.

Пока отложите покупку супермодных машинок и конструкторов, к которым вы сами проявили интерес. Типовые игрушки в возрасте 1,5 – 3 года: совочки, формочки, ведерки, пирамидки, игрушки, которые можно тянуть за веревочку или толкать перед собой. Именно такие игрушки способствуют развитию познавательной функции мышления ребенка. Малышу будет также полезна игра с различением формы и цвета.

Пирамиды и башни

Все дети – прирожденные строители, возводящие башни и пирамиды причудливой высоты и формы. Для строительных работ подойдут кубики разных форм, размеров и цвета. Помогая юному строителю возводить башни, обращайте внимание ребенка на форму и величину «строительного материала», его цвет. Не копируйте лепетную речь малыша, ориентируйте его на правильное произношение. Ребенок должен слышать правильную речь взрослых.

После того как башня будет совместно построена, предложите малышу возвести рядом еще одну, но уже самостоятельно. А потом поинтересуйтесь, какая башня ему больше нравится и чем. Важно не только какой ответ или решение предлагает ребенок, но и как он объясняет его, почему он делает так, а не иначе. Наберитесь терпения и дождитесь, когда он закончит свою мысль, не прерывайте его. В этот период ребенок понимает свою значимость, учится формулировать свои мысли и не боится делиться ими с окружающими.

Если башни отличаются по высоте и форме, объясните ребенку, в чем их отличая: выше – ниже, больше – меньше, ближе – дальше. И постепенно включайте понятие право – лево.

Чудесный мешочек

Сшейте небольшой яркий мешочек. Положите в него несколько маленьких игрушек. Пусть кроха достает их по одной и называет. Затем усложните поставленную задачу. Попросите ребенка угадывать игрушки на ощупь.

Впусти нас!

Игра очень похожа на «Волшебный мешочек», разница лишь в том. Что ребенок должен попросить мешочек впустить какую-либо игрушку. Например, он выбирает тигренка, берет его в ручки, подходит к мешочку и просится «в домик». Какие аргументы малыш приведет, чтобы игрушка была впущена?

Как только малыш начинает говорить простыми предложениями, предлагай ему специальные игры, в процессе которых он познакомится с разными синтаксическими конструкциями.

Договаривалки

Выберите совсем простое стихотворение, которое ребенок уже достаточно хорошо знает и любит. Ты начинайте предложение, а малыш пусть заканчивает его, произнося последнее слово.

В возрасте 4 – 6 лет можно использовать «игры-узнавалки»: маски, гримасы, изменения мимики человеческого лица (гнев, удивление, скука, веселье, восторг). Называя эмоции, не забывайте отражать их на своем лице. Так малышу будет легче их запомнить.

Игры в слова

Такие игры различны и очень полезны. Они могут быть использованы в любых условиях: в долгой дороге в транспорте, на прогулке, дома.

Слова–противоположности:

весело/грустно, белым–бело/черным–черно, замечательно/отвратительно, приятно/противно, прекрасно/ужасно знакомят с антонимами. Мама называет одно слова, а задача малыша назвать противоположное по значению.

Ряды слов с одним корнем, с использованием разных суффиксов т.н. синонимические ряды: круглый, кругленький, кругляшек, кружиться. Такие игры развивают речь, дают ощущение полноты чувств, способствуют развитию словотворчества, доставляют много радости и удовольствия.

Если вы почувствовали, что малыш устал, утратил интерес к игре, не настаивайте, дайте возможность ребенку отдохнуть или переключите его внимание на что-то другое.

А сегодня у нас театр

Ваш малыш наотрез отказывается есть овощи, не желает давать правильный ответ на ваше «а сколько будет 3+1?», значит, пора позвать на помощь всю свою фантазию и… создать театр «Всезнайки». Это хорошая возможность для ребенка познакомиться с азами математики, окружающим миром и природой. С чего начать, решайте сами. А помогут в этом и игрушки малыша, и наши «старые» знакомые – цветная бумага, картон, клей и ножницы.

Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять

Для веселого спектакля о Зайчишке, который отправляется в сказочное путешествие, понадобится совсем немного: бумажные ушки, пушистые хвостики из ваты и, конечно же, морковь. Все это можно сделать из цветной бумаги или ватмана и предложить ребенку раскрасить детали красками.

После того, как все будет подготовлено, наступает время знакомиться с ролями: мама-Зайчиха и Зайчишка. Итак, отправляемся в путешествие, не забыв взять с собой морковку. А если запасы еды закончатся на середине путешествия, соберем сочные корнеплоды по дороге.

Во время игровой сценки вы совместно решаете несколько вопросов: малыш обучается счету, узнает новые слова, а вы помогаете ему развить мелкую моторику рук. Задавайте больше вопросов, например, «куда идет Зайчишка?», «как зовут героя сказки?», «сколько морковок взял он с собой, а сколько собрал по дороге?». Стимулируйте ребенка, побуждайте его к импровизации и сочинению историй на ходу. У вас есть также прекрасная возможность рассказать о пользе овощей и фруктов для маленького организма. Только пусть об этом расскажет своему малышу мама-Зайчиха, которая хочет, чтобы ее Зайчишка вырос сильным, смелым и здоровым.

Если малыш активно не вовлекается в игру, тогда сегодня мама и папа будут играть сольные роли. А от вашего непоседы потребуется только одно – аплодисменты, эмоциональное участие ребенка.

Для ребенка важно, чтобы родители разделили его интерес к игре, поэтому не отказывайтесь и подключайтесь к игровому процессу. Конечно, главная роль тогда будет отведена малышу – он сценарист, режиссер и сольная партия. Но и вторые роли не менее важны.

Мамы и папы, есть одно непременное условие, соблюдение которого будет залогом успешного развития вашего малыша. И это непременное условие – интерес к происходящему. Желаем вам удачи.

Рекомендации подготовлены в рамках тренинговой программы для родителей и опекунов, воспитывающих ВИЧ-позитивных детей, Центра дневного пребывания ВИЧ-позитивных детей "Садочек" При подготовке рекомендаций были использованы:

1. «Уход за детьми с ВИЧ-инфекцией»: учебное пособие для персонала детских учреждений и других лиц, вовлеченных в уход за детьми с ВИЧ-инфекцией – ЮНИСЕФ, Киев, Украина, 2003 год

2. «СПИД». Серия «Серьезный разговор». Печатается по изданию Wayland Publishers Ltd . – Издательство «Махаон». Москва - 1998

3. Информационные материалы российского Интернет-ресурса СПИД: научимся жить: ВИЧ в семье: стоит ли говорить с детьми?

4. Информационные материалы российского Интернет-ресурса СПИД: научимся жить: Как говорить со своим ребенком о СПИДе

5. Журнал "Твой малыш"


ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

 ВИЧ/СПИД является проблемой, которая может быть связана с рабочим местом, и к ней следует относиться как к любой другой серьезной медицинской проблеме или ситуации, возникающей на рабочем месте. Это необходимо не только потому, что заболевание непосредственно касается трудовых ресурсов, но и потому, что человек на рабочем месте неотъемлемо связан с общественной жизнью, и работники призваны играть определенную роль в общей борьбе с эпидемией и ее последствиями.

Эпидемия ВИЧ-инфекции в Беларуси вышла за пределы групп, традиционно считающихся наиболее уязвимыми к инфицированию ВИЧ (секс-работники, лица, употребляющие наркотики, мужчины, занимающиеся сексом с мужчинами). ВИЧ-инфекция «медленно, но наступательно» приходит в обычные семьи, затрагивает жен и мужей, детей и родителей.

Что такое ВИЧ и СПИД

ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) – вирус, ослабляющий иммунную систему и, в конечном счете, приводящий к заболеванию СПИДом.

С одной стороны, ВИЧ – вирус нестойкий: он погибает вне среды человеческого организма при высыхании содержащих его жидкостей и практически моментально погибает при температуре выше 56°С. ,

С другой стороны, ВИЧ – это вирус, который передается от человека человеку и вызывает хроническую инфекцию: в течение нескольких часов с момента инфицирования ВИЧ внедряется в генетический материал клеток иммунной системы человека и остается там до конца жизни.

ВИЧ-инфекция – заболевание, вызываемое ВИЧ. Последняя стадия ВИЧ-инфекции – СПИД.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – сочетание симптомов, свидельствующих о развитии инфекционных и онкологических заболеваний.

Пути передачи ВИЧ

Установлено, что существуют следующие пути передачи ВИЧ-инфекции:

Через половой акт с инфицированным партнером без использования средств предохранения (наиболее распространенный);

Через кровь и ее составляющие, например, при переливании зараженной крови и пересадке зараженных органов или тканей или при использовании зараженных игл или других инструментов для прокалывания кожи;

От ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудным молоком.

ВИЧ не передается через бытовые контакты, кашель, чихание или поцелуи, пользование общим туалетом или ванной, использование общей посуды или употребление продуктов питания и напитков, которых касался носитель ВИЧ; вирус не передается через комаров и других кровососущих насекомых.

Как предупредить инфицирование ВИЧ?

Профилактика предполагает создание препятствия на пути вируса в виде использования презервативов, защитных средств и инструментария, например, перчаток и масок (там, где это необходимо), использование только стерильных игл и инструментов для прокалывания кожи. Вирус погибает при использовании дезинфицирующих средств, сильных моющих средств и при кипячении, поэтому:

в случае загрязнения биологическим материалом другого человека кожных покровов без нарушения их целостности обильно промыть загрязненный участок кожных покровов водой с мылом и обработать антисептиком;

в случае попадания биологического материала на слизистую оболочку тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой и обильно промыть (не тереть) слизистую оболочку водой;

в случае загрязнения биологическим материалом другого человека спецодежды, личной одежды, обуви снять загрязненную спецодежду, личную одежду, обувь с осторожностью, не контактируя с загрязнением, вымыть руки с мылом под проточной водой и обработать кожные покровы в области проекции загрязнения спецодежды, личной одежды, обуви обильно промыть загрязненный участок кожных покровов водой с мылом и обработать антисептиком.

Факторы, увеличивающие риск инфицирования для некоторых групп работников

Некоторые ситуации на рабочих местах создают повышенный риск инфицирования, хотя главной причиной все же остается не профессия, а поведение человека. Ниже приводится список таких ситуаций:

работа, связанная с мобильностью, особенно с необходимостью регулярно выезжать из дома от супругов или партнеров;

работа в замкнутом географическом пространстве с ограниченными возможностями общения и получения медицинской помощи;

работа и проживание в исключительно мужском коллективе;

ситуации, при которых работник не имеет возможности обеспечить себе защиту от инфекции;

преимущественно мужская работа, где женщины составляют меньшинство;

работа, предполагающая наличие производственного риска, такого, как контакт с кровью, компонентами крови и другими жидкостями организма человека, травмы медицинскими иглами, контакты с инфицированной кровью, случаи несоблюдения всеобщих мер предосторожности и (или) использования непригодного оборудования.

К этому списку можно добавить ситуации, не связанные с трудовой занятостью, при которых безработные, мигранты, не имея работы и чувствуя себя покинутыми всеми, могут добровольно или по принуждению вступить в случайные половые отношения, тем самым подвергая себя угрозе инфицирования ВИЧ. Особенно это касается молодых одиноких женщин.

Стигма и дискриминация

Случаи проявления дискриминации или стигмы в любых коллективах, сообществах, включая семью, школу, транспорт, рабочее место, нередки. Подобные ситуации, вызывающие у человека стресс и глубокие негативные переживания, еще более усугубляют положение людей, живущих с ВИЧ.

Преодолеть сложившиеся негативные представления о ВИЧ возможно и необходимо. Трудовые коллективы – это та среда, где можно эффективно пропагандировать недопущение дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ, и последовательно распространять информацию о путях распространения ВИЧ и способах предотвращения инфицирования, способствуя пониманию проблем ВИЧ-инфицированных работников и повышению уровня информированности о проблеме ВИЧ-инфекции среди населения в целом.

«Устранение негативного отношения и дискриминации в сфере труда в связи с ВИЧ/СПИДом означает сохранение достойного отношения к труду, уважение достоинства самих трудящихся. Политика и стратегия, направленные на профилактику и лечение, содействуют сохранению рабочей силы: они должны охватывать всех трудящихся, где бы они ни работали, в том числе в неформальном секторе и сельском хозяйстве. Сохраняя рабочую силу, мы сохраняем семью, общество и экономику».


ПРЕДИСЛОВИЕ

     Во второй половине 20-го столетия, ознаменованного многочисленными фундаментальными открытиями в области биологии, химии и медицины, человечество пребывало в уверенности, что инфекционные болезни больше не представляют серьезной опасности для цивилизованного мира. И когда в начале 80-х годов прошлого столетия в научной литературе появилась информация о новом необычном заболевании, поражавшем молодых мужчин-гомосексуалистов и инъекционных наркоманов, возможности его всемирного распространения и масштабы последствий были тогда неоцененны и недоучтены. Заболевание считалось уделом определенных групп населения, практикующих опасные формы поведения: множественные половые связи, введение наркотиков, гомосексуальные отношения. Вначале это неизвестное заболевание получило название Синдром приобретенного иммунодефицита, сокращенно – СПИД.

     В 1981 году число больных СПИДом исчислялось десятками, год спустя – сотнями. В настоящее время в мире насчитывается более 50-и миллионов ВИЧ-инфицированных.

Как все начиналось

     Летом 1981 года в американском центре по контролю за заболеваниями, расположенном в Атланте, было зафиксировано увеличение потребления лекарств. Ранее очень редко используемых. При анализе этого явления было установлено, что они применялись для лечения пневмоцитоза легких, который возникает у людей с ослабленным иммунитетом. Чаще это заболевание наблюдается у лиц пожилого возраста и у маленьких детей, но в этом случае все заболевшие пневмоцистной пневмонией были молодыми мужчинами и никаких видимых причин для возникновения иммунодефицита у них не  было.     Вскоре после этого в ЦКЗ поступили сообщения об увеличении заболеваемости злокачественной опухолью кожи - саркомой Капоши. При этом все больные были также молодыми мужчинами. Отличительной особенностью всех выявленных больных было то, что все они являлись гомосексуалистами. Поэтому в начале это заболевание связали именно с гомосексуальностью и назвали “иммунным дефицитом гомосексуалистов”.

          В том же 1982 году были получены данные и первые доказательства того, что возможны и другие пути передачи. Случаи заболевания были диагностированы также у людей, получавших по каким-либо причинам цельную донорскую кровь или кровепродукты, у наркоманов, использующих общие шприцы и иглы при введении наркотиков, а также у женщин-проституток и у лиц, имеющих большое число половых партнеров.

          Заболевание получило название СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).   

          Сообщения о выявлении многочисленных новых случаев болезни стали поступать со всех регионов мира.

           С этого времени процесс распространения новой болезни стали обозначать термином “пандемия”, что означает “эпидемия, охватившая весь земной шар”.

ВИЧ – медленный вирус

            В 1983 году (всего лишь через два года после выявления первых случаев болезни) из лимфотического узла больного СПИДом был выделен вирус – возбудитель СПИДа.

            Открытие вируса произошло почти одновременно в двух лабораториях. Первооткрыватели вируса стали Люк Монтанье из Института имени Пастера (Франция) и Роберт Галло из Национального института здоровья (США).

            Возбудитель болезни получил название вирус  иммунодефицита человека (ВИЧ). Было определено, что вирус иммунодефицита человека относится к семейству ретровирусов, обладающих ферментом ревертазой (обратной траскриптазой). Имеет шаровидную форму с диаметром от 100 до 140 нанометров (0,1 – 0,14 микрона). В настоящее время описано два этиологических агента СПИДа – ВИЧ-1 и ВИЧ-2.

            Большинство вирусов оказывает воздействие на организм уже в течение нескольких дней или недель. С ретровирусами (к ним относится и ВИЧ) дело обстоит иначе. Как правило, они вызывают заболевания, которые называют медленными инфекциями. Поле попадания ретровируса в организм клинические проявления заболевания длительное время отсутствуют. Нарастание признаков заболевания происходит постепенно, в течение нескольких лет, с неизбежным смертельным исходом.

     При всей своей высокой биологической устойчивости внутри человеческого организма и его биологических жидкостях ВИЧ неустойчив во внешней среде. Считают, что даже кратковременный контакт с воздухом инактивирует вирус. ВИЧ гибнет также в течение 10-30 минут при нагревании до 56ºС, уничтожается мгновенно при кипячении, при контакте с этиловым спиртом. Быстро погибает под воздействием даже обычных дезинфектантов, в течение 10 – 20 минут. Однако вирус относительно устойчив к ионизирующей радиации и ультрафиолетовому облучению.

Оптимальной для биологической активности вируса является рН 7,0-8,0, при изменении рН активность вируса значительно снижается.

Вне человеческого организма вирус сохраняет свою устойчивость только в натиной крови до 14 дней, а в высушенных следах крови – до 7 суток.

Версии происхождения вируса

     После того, как было обнаружено, что ВИЧ передается с кровью, и выявлены больные СПИДом, получившие инфекцию через переливание крови, было проведено исследование всей донорской крови, хранящейся в банках крови Центра по контролю за заболеваниями США.

      ВИЧ был найден в крови, которую доноры из Африки сдавали в начале 70-х годов, то есть уже за десять лет до появления СПИДа в США и Европе. Из этого было сделано предположение, что СПИД возник а Африканском континенте и в дальнейшем распространился в Европе и Америке. Эту версию подтвердили результаты последовавших за этим массовых обследований жителей некоторых африканских стран.  Во-первых, в отдельных местностях около половины взрослых жителей были поражены ВИЧ. Во-вторых, абсолютное большинство ВИЧ-инфицированных были люди сексуально активного возраста или дети 5-6 лет, которых они родили. Среди лиц пожилого возраста, а также детей от 5-6 до 13-15 лет случаев ВИЧ-инфекции не регистрировалось. Все это свидетельство о недавнем появлении  заболевания в Африке.

             Второй наиболее обсуждаемой (особенно в прессе) версией возникновения вируса является “американская”, или “пентагоновская”, версия, согласно которого вирус был получен в одной из секретных лабораториях методом генной инженерии из фрагментов двух вирусов – Висна (поражающего нервную систему овец) и одного из онковирусов человека, вызывающего злокачественные заболевания крови. В результате гибридизации был получен вирус, способный ослаблять иммунную систему человека и делать его восприимчивым к бактериологическому оружию. При испытании вируса на добровольцах из числа приговоренных к смертной казни или пожизненному заключению, которым после эксперимента была обещана свобода, вирус вышел за пределы лаборатории и получил распространение среди населения США.

     Несмотря на возможную достоверность этих версий, среди многих ученых существует версия о природном происхождении вируса, которому могли способствовать и мутационное воздействие на вирус повышенного фона радиации, и нарушение равновесия между распространенными в мире болезнями, и исчезновением тяжелых инфекционных заболеваний, таких как натуральная оспа, и многие другие. Однако, большое количество фактов и доказательств, собранных учеными в пользу различных версий происхождения вируса, до настоящего времени не дало однозначного ответа на возникновение вируса, а также о причинах стремительного распространения ВИЧ-инфекции в конце 20-го столетия.   

Пути передачи вируса

     ВИЧ-инфекции относится к антропонозам, то есть болезням, воникающим только у человека. Источником инфекции является инфицированный человек в любой стадии ВИЧ-инфицирования.

     Вирус иммунодефицита человека содержится во всех биологических жидкостях инфицированного человеческого организма. А если учесть тот факт, что ткани человека практически до 80 % состоит из воды, то можно предположить, что ВИЧ-инфицированный человек буквально нашпигован вирусом. С током крови вирус проникает во се внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в такие ткани как роговица глаза.

     Однако, в возникновении любого инфекционного заболевания большое значение имеет, так называемая, инфицирующая доза – то минимальное количество микроорганизма, которое при попадании в человеческий организм способно вызвать болезнь. При ВИЧ-инфекции инфицирующая доза достаточно велика и составляет 1×10¹ -1×10¹  вирусных тел в одном миллилитре жидкости. И не все биологические жидкости содержат такую концентрацию вируса. В связи с этим определены опасные биологические жидкости человеческого организма, участвующие в его передаче от ВИЧ-инфицированного человека или больного СПИД. В наибольшей концентрации вирус содержится в крови, далее следуют сперма, половые секреты женщины и грудное молоко инфицированной женщины. 

      В результате этого специалисты подтверждают три реальные пути передачи ВИЧ-инфекции:

- половой;

- через кровь (парентеральный);

- от матери ребенку (вертикальный).

     Во всех странах в настоящее время имеет место реализация всех трех путей передачи вируса. Но в последние 5 лет на первое место вышел половой путь передачи. Именно этот путь и определяет интенсивность распространения инфекции среди населения всего мира.

     Необходимо отметить, что вирус в достаточных концентрациях содержится и в  таких жидкостях как спинно-мозговая, плевральная, перикардиальная, в околоплодных водах. Об этих жидкостях как о факторах передачи говорится редко, так как в нормальных условиях эти жидкости, являясь полостными, во внешнюю среду не выделяются.

     Примеров заражения какими либо другими способами через другие жидкости (слюну, слезную жидкость, пот, мочу и другие экскреты человеческого организма) нет. Поэтому воздушно-капельный и контактно-бытовой пути передачи при ВИЧ-инфекции не реализуется. Кровососущие насекомые не играют никакой роли в передаче ВИЧ-инфекции, т.к. количество вируса на кровососущем аппарате невелико и он быстро инактивируется на открытом воздухе. Животные ВИЧ-инфекцией не болеют и данный вирус не переносят.

     Передача вируса реальна через не тестированную донорскую кровь, органы и ткани (даже роговицу). Описаны случаи заражения через иглы для акупунктуры, татуировки. Не исключена возможность заражения через повторно используемые без дезинфекции бритвенные и маникюрные приборы. Не исключены заражения не только при попадании зараженной крови на слизистые и кожу, имеющую повреждения целостности, но и при попадании большого количества крови на неповрежденную кожу.

     Вертикальный путь передачи реализуется на всех трех этапах беременности и родов. Трансплацентарно  во внутриутробном периоде вероятность инфицирования плода составляет (по разным источникам) всего лишь в 8-14% случаев, благодаря барьерной функции плаценты. При отсутствии противовирусного лечения в рода инфицирование детей может достигать 20-35%. И при последующем кормлении инфицированным грудным молоком заражение детей может достигнуть 50-80%.

     Восприимчивость мужчин и женщин к ВИЧ практически одинакова. Превалирование того или иного пола зависит от пути заражения. При гетеросексуальных связях заражение женщин наступает чаще, а мужчины чаще заражаются при гомосексуальных связях.

   

  Как вирус поражает иммунную систему

     Заразиться ВИЧ-инфекцией можно или от носителя ВИЧ, не имеющего клинических проявлений, или уже от больного СПИДом. С этого момента человек становиться ВИЧ-инфицированным. Попав тем или иным путем в кровь, ВИЧ избирательно поражает Т-лимфоциты-хелперы -  помощники белой крови. В этих клетках вирус ведет «двойную игру». Во-первых, благодаря наличию специального фермента ревертазы, РНК вируса преобразуется в ДНК и встраивается в хромосомы пораженных Т-хелперов, используя клетки человеческого организма как фабрики-матрицы для производства себе подобных. А во-вторых, ВИЧ этим ослабляет и разрушает клетку, которая уже не может полноценно участвовать в иммунном процессе. Таким образом, в лимфоцитах развиваются как бы два взаимно противоположных процесса. С одной стороны после изменения генома клетка становиться носителем и производителем вируса, причем вирус может передаваться дочерним клеткам лимфоцита при делении, а с другой стороны - ее ждет гибель. Эти процессы могут идти с разной скоростью, что вместе с количеством полученного вируса определяет длительность скрытого (или инкубационного) периода – срока, проходящего от заражения до момента появления первых признаков заболевания. В редких случаях он может быть коротким – всего лишь 4-5 месяцев, но чаще измеряется годами. Известны случаи когда инкубационный период продолжался 15 и даже 18 лет!

     Проникновение ВИЧ в клетки-мишени осуществляется с помощью поверхностных рецепторов вируса, которые комплиментарны (подходят как ключ к замку) к ряду клеток организма человека. Это уже упомянутые Т-лимфоциты-хелперы, моноциты-макрофаги (в том числе кожные макрофаги), клетки нервной системы – астроциты, а также лимфоидные клетки слизистой кишечника. Вирус, закрепляясь на клетках-мишенях, сливается с их мембраной и, освободившись от оболочки, РНК вируса проникает внутрь. Далее с помощью особого фермента вируса  обратной транскриптазы  РНК вируса переписывается в ДНК и встраивается в ДНК человеческой клетки. Это явление можно назвать роковым моментом человека, инфицированного ВИЧ, так как после слияния ДНК вируса и человеческой клетки информация о вирусе становится частью наследственной информации клеток хозяина.

    В соответствии с набором клеток мишеней ВИЧ-инфекция в инфицированном организме поражает иммунную, нервную, желудочно-кишечную системы и кожу.

     В результате обширного поражения иммунной системы вирусом у больного развивается выраженный иммунный дефицит, приводящий к возникновению, в свою очередь, тяжело протекающих обычных инфекционных болезней, онкологических заболеваний, приводящих к неизбежному летальному исходу. Стадия с момента возникновения выраженных клинических проявлений болезни до смерти носит название собственно СПИД, больной из ВИЧ-инфицированного переходит в состояние больного СПИДом.

Клинические стадии ВИЧ-инфекции

     В течении ВИЧ-инфекции можно выделить несколько стадий плавно переходящих друг в друга.

     Первичные клинические проявления, которые отмечаются через 6-12 недель до 8-12 месяцев после инфицирования, только у небольшого количества людей с мощной иммунной системой, носят название «острая инфекция» и характеризуется проявлениями типичного ОРВИ.

     Далее следует стадия ассимптомной инфекции или вирусоносительства. Длительность данной стадии зависит от количества попавшего в организм вируса и от индивидуальных особенностей человеческого организма. В этой стадии процессы происходят только в крови, не отражаясь на физическом здоровье. Никаких  жалоб в этой стадии ВИЧ-инфицированный человек не предъявляет.

     Пресистирующая генерализованная лимфаденопатия, следующая за асимптомной стадией, характеризуется наличием у ВИЧ-инфицированных  выраженной лимфаденопатии в течение 3-х и более месяцев при отсутствии каких-либо видимых инфекций или причин.

     Во всех вышеперечисленных стадиях зараженный вирусом человек носит название ВИЧ-инфицированного.

     Следующие стадии заболевания уже непосредственно характеризуют клиническое развитие заболевания и в этих стадиях заболевший человек уже характеризуется как больной СПИДом. Это стадия пре-СПИДа, при которой у больного наблюдаются общие признаки резкого снижения иммунитета, но присоединения инфекций еще не происходит. Однако, в этой стадии наблюдается:

  •  потеря массы тела на 100% и более;
  •  необъяснимое длительное повышение температуры тела на протяжении 3 месяцев и более;
  • немотивированная диарея, длящаяся более одного месяца: 
  • синдром хронической усталости;
  • возможно возникновение вторичных заболеваний: грибковых, бактериальных, вирусных.

     И финальной стадией ВИЧ-инфекции является собственно СПИД, которая характеризуется развитием оппортунистических заболеваний и опухолей, как результат глубокого клеточного иммунодефицита, с тяжелым, угрожающим жизни генерализованным течением, поражением ЦНС. Имеющиеся у больных поражения органов и систем носят необратимое течение: одно заболевание сменяет другое. Даже применяемое лечение против возникших вторичных заболеваний малоэффективна и больной погибает в течение нескольких месяцев. Все эти стадии у ВИЧ-инфицированных могут появляться непоследовательно и обязательно присутствовать у всех инфицированных.

Лечение ВИЧ-инфекции

    За 25 лет, прошедших с момента открытия ВИЧ, в мире истрачено на изучение ВИЧ-инфекции больше средств, чем на изучение всех других инфекций. Однако многие загадки болезни по-прежнему остаются неразрешенными, несмотря на то, что исследованиями ВИЧ-инфекции занимаются ведущие научные центры мира, используются новейшие технологии и научные открытия. На сегодняшний день неизвестными остаются в деталях клиническое течение заболевания, механизмы поражающего действия вируса, не найдены средства для проведения профилактических прививок и для радикального излечения инфицированных. Имеющиеся в арсенале врачей лекарственные средства позволяют лишь несколько стабилизировать состояние больного СПИДом, облегчить его страдания и продлить жизнь. К тому же, данные препараты из-за дороговизны остаются недоступными для большинства ВИЧ-инфицированных, проживающих в небогатых странах. Ведь стоимость лечения составляет 15-20 тыс. американских долларов в год, а принимать лечение ими необходимо на протяжении всей жизни.

Как узнать: инфицирован ли ты ВИЧ?

     Для  того чтобы узнать о состоянии своего здоровья по поводу ВИЧ-инфекции необходимо обследовать свою кровь на наличие антител к ВИЧ, т.е. на наличие клеток нашего организма, образовавшихся в ответ на инфекцию. Но так как организму требуется определенное время на выработку таких клеток, то тест на ВИЧ становиться достоверным только через некоторое время после заражения. Этот период называется «сероконверсионным окном» или просто «периодом окна» и длиться он в среднем 3-6 месяцев. Поэтому обследование на ВИЧ рекомендуется проводить после истечения этого периода. Однако, этот метод не является достоверным и дает достаточно много ошибок. Поэтому далее все обследованные в этом неспецифическом тесте обследуются в тесте, при котором в крови определяется уже сам вирус или его компоненты.

Профилактика ВИЧ-инфекции

     При любых инфекционных заболеваниях суть профилактики заключается в прерывании всех возможных путей передачи. Система профилактических мер при ВИЧ-инфекции включает общегосударственные и личные мероприятия. К общегосударственным относятся: санитарно-просветительные мероприятия, тестирование донорских жидкостей, тканей и органов, использование в медицине одноразовых инструментов и материалов, целенаправленное обследование групп риска и пр.

      Меры личной профилактики представляют собой прежде всего культуру половой жизни: недопущение беспорядочных половых связей, использование презервативов, индивидуальных средств личной гигиены, повышение рейтинга семьи, исключение наркомании, ведение здорового образа жизни.

Ситуация по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь

Основным путем передачи ВИЧ-инфекции является парентеральный, реализуемый при инъекционном введении наркотиков. Однако с 2004 года произошло резкое увеличения количества людей, заражение которых произошло при половом контакте.

Наибольшее количество (до 70%) ВИЧ-инфицированных проживает в г. Гомеле и Гомельской области. Чуть более 10 % из них проживает только в г. Минске. Минская область находится в этом печальном списке на третьем месте, на нее приходится 10% всех зарегистрированных. Остальные 10% распределились по другим областям.

Распространение ВИЧ-инфекции среди женщин привело к тому, что увеличилось число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.

ВИЧ-инфекция – это социальная проблема, способная в большей мере, чем другие болезни повлиять на демографические и социальные процессы в обществе, поэтому проблема ВИЧ/СПИД рассматривается сегодня в Беларуси на высоком правительственном уровне. В республике разработана и утверждена Советом Министров Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, в которой предусмотрено участие в профилактической деятельности широкого круга министерств, ведомств и организаций. Работа министерств, ведомств и организаций координируется межведомственными советами, созданными при органах исполнительной власти.

В 2004 году Глобальным фондом было предоставлено для Беларуси около 7 млн. долларов на реализацию Программы ООН «Профилактика ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь». Основными целями Государственной программы и Программы ООН «Профилактика ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь» являются:

- сдерживание распространения ВИЧ-инфекции в Беларуси;

- снижение социально-экономических последствий ВИЧ-инфекции путем проведения комплекса мероприятий организационного, научного и практического характера.

Заключение

     Реальность ВИЧ-инфекции такова, что для пандемии СПИДа не существует традиционных границ и преград, таких как государственная и расовая принадлежность, национальность, пол, возраст, сексуальная ориентация и др. Заражению в равной мере подвержены мужчины, женщины и дети как в развитых, так и в развивающихся странах, проживающие в городах и сельской местности, бедные и богатые. Поэтому день профилактики ВИЧ/СПИД отмечается ежегодно 1 декабря во всем мире. Это день единения человечества в борьбе с непокоренной пандемией, грозящей уничтожить все население земного шара. Каждый год этот день проходит под новым девизом, наиболее полно характеризующим актуальные проблемы. В 2005 году объявлен девиз «Выполнить обещание. Остановить ВИЧ/СПИД».

     С момента интенсивного распространения ВИЧ-инфекции эпидемия уже коснулась многих сторон жизни общества, его социальных институтов, таких как семья, школа, армия и т.д. Она поставила новые проблемы перед наукой, медициной, юриспруденцией и политиками.

     Сдерживание темпов распространения пандемии ВИЧ-инфекции возможно только при осуществлении партнерства и координации деятельности  как отдельных групп людей, так и общественных организаций и государственных структур.

Литература

  1. Роберт К. Галло, Люк Монтанье. СПИД в 1998 г. В мире науки, 1998, №12.
  2. Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД: Москва «Медицина» 1996 г.
  3. Уильям Л. Хейуорд, Джеймс У. Куррарн. Эпидемиология СПИДа в США. В мире науки, 1998, №12.
  4. Сборник нормативных документов по проблеме ВИЧ/СПИД. Минск, 1999.

15 мая - Международный день памяти людей, умерших от СПИДа

Когда мы говорим о СПИДе, то понимаем, что за каждой цифрой статистики - конкретный человек, возможно, тот, кого мы знаем и любим, а может тот, кого и не знаем и с кем, возможно, никогда не встретимся...

Этот день отмечается в 115 странах, эпидемия многолика. Она пришла практически во все города, затронула каждое общество, нарушив все границы. В некоторых регионах эпидемия СПИДа коснулась жизни каждой семьи.

День памяти 2016 года обозначен темой «Привлечь. Обучить. Уполномочить» и звучит призывом к обществу и отдельным людям обратить внимание на проблемы, связанные с ВИЧ/СПИДом, а так же внести вклад в достижение глобальной цели, состоящей в том, чтобы услуги по профилактике и лечению ВИЧ, уходу и поддержке были доступны всем, кто в них нуждается.

Основными задачами этой памятной даты является поддержка тех, кто живет с ВИЧ и СПИДом, память  о тех, кто умер от СПИДа, повышение сознательность и искоренение стереотипов, связанные с ВИЧ/СПИД, мобилизация общества на борьбу с данной проблемой.

15 мая 2016 года тысячи людей по всему миру примут участие в мероприятиях, приуроченных к тридцать третьему Международному дню памяти людей, умерших от СПИДа. В Беларуси  во всех регионах пройдут мероприятия согласно республиканскому плану. В столице, областных и районных центах с участием представителей различных ведомств и общественных объединений пройдут тематические акции, флешмобы, киноакции. В организациях и учреждениях запланированы образовательные лекции и беседы, волонтерские акции, выступления специалистов здравоохранения, направленные на то, чтобы предупредить людей о риске инфицирования и научить их избегать опасности, призвать к тестированию на ВИЧ. Пройдет ряд мероприятий и в нашем регионе.

На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано более 20 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, более 70 случаев – в Молодечненском районе. И, к сожалению, это число с каждым днем растет.

Сегодня ВИЧ-инфекция – это хроническое заболевание, требующее к себе особого внимания. До сих пор некоторые люди, живущие с ВИЧ, ежедневно сталкиваются с проблемами ВИЧ-стигмы и нарушения прав человека. Только совместными усилиями мы сможем справиться с данной проблемой и положить конец эпидемии к 2030 году, что является одной из целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

Врач-эпидемиолог                                                       Маргарита Процкова


Экстренные мероприятия при ранениях, контактах с кровью

     Любое повреждение кожи, слизистых, загрязнение их кровью любого человека должно квалифицироваться как возможный контакт с материалом, содержащим ВИЧ или другой агент инфекционного заболевания, передающийся через кровь.

        

     Если контакт с кровью произошел с нарушением целостности кожных покровов (укол, порез):

  • пострадавший должен вымыть руки с мылом под проточной водой;
  • обильно промыть рану водой;
  • обработать рану 3%-ный раствором перекиси водорода или одним из антисептиков (70%-ный спирт, 5%-ная настойка йода или другим спиртсодержащим средством);
  • на рану наложить пластырь.

   

      В случае загрязнения кровью без повреждения кожных покровов:

  • обильно промыть загрязненный участок кожных покровов водой с мылом;
  • обработать любым антисептиком (70%-ный спирт, 3%-ный раствор перекиси водорода или другим спиртсодержащим средством).

В случае попадания крови на слизистую оболочку глаз, рта:

  • тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой и обильно промыть (не тереть) слизистую оболочку водой или физиологическим раствором.

        

В случае попадания крови на одежду, обувь:

  • одежда, загрязненная кровью, подвергается стирке в горячей воде (не менее 60º-70º С) с моющим средством;
  • кожа участков тела под местом загрязнения одежды обильно промывается водой с мылом и обрабатывается любым антисептиком;
  • загрязненная обувь протирается ветошью, смоченной в любом спиртсодержащем средстве.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.